Home » Опыт бывалых » Особенности эксплуатации моторов с наддувом

Особенности эксплуатации моторов с наддувом

двигатель с наддувом

двигатель с наддувом

С каждым годом экологические требования к автомобилям становятся все жестче и инженерам – мотористам приходится искать все новые и новые способы снижения количества вредного выхлопа  в атмосферу.  Именно для этого устанавливаются катализаторы, к тому же ощутимый эффект дала система непосредственного впрыска.  В последние годы набирает “обороты”  даунсайзинг – уменьшение объема двигателя без последствий для его тяговых характеристик.  Добиваются такого результата путем оснащения агрегата турбонаддувом.  Это позволяет добиться хороших показателей крутящего момента и мощности от маленьких моторов. В современных дизельных автомобилях практически повсеместно устанавливается турбина.  Турбированные бензиновые агрегаты также не уступают в характеристиках, а то и превосходят. 

К сожалению, многие автовладельцы, ранее привыкшие к обычным атмосферным моторам, не всегда знают про некоторые особенности эксплуатации  двигателей с турбонаддувом.  А знать их следует, тем более что их не так уж и много.

вал турбокомпрессора

вал турбокомпрессора

Самое главное правило при эксплуатации мотора с наддувом – нельзя его глушить сразу после остановки автомобиля. Особенно когда мотор работал на высоких оборотах!!!  Во время движения вал турбокомпрессора вращается с очень высокой скоростью – до 130 000 об/мин, что сопровождается большим выделение тепла.  Если сразу выключить двигатель, то в нагретый компрессор перестанет поступать масло, которое помимо смазки, выполняет еще и роль охлаждающей жидкости для моторов с наддувом.  По этому, после остановки следует дать автомобилю поработать пару минут на холостых оборотах. За это время масло смазывающее компрессор отведет  избыток тепла и предотвратит перегрев вращающихся деталей.  Кстати, можно оснастить автомобиль специальным турботаймером, который даже после выключения зажигания и изъятии ключа обеспечивает работу двигателя еще некоторое время. Ну,  или просто взять за правило – не спешить поворачивать ключ в замке зажигания.

Тот факт, что масло для двигателей с наддувом еще является и охлаждающей жидкостью – тоже иногда удивляет автовладельцев.   Масло должно удалять из зоны трения продукты горения и износа путем накапливания их в себе и последующей задержке в фильтре.  Мельчайшие частички сажи и других продуктов со временем объединяются в более крупные и  когда их размеры становятся сопоставимы с зазорами, они превращаются в абразивный материал. Если используемое масло не обладает способностью распределять эти мельчайшие частицы во всем своем объеме, то износ подшипников  и динамических уплотнений турбокомпрессора происходит на много быстрее.  В связи с этим, к маслам для турбодвигателей предъявляются особые требования, и следует использовать масла, исключительно рекомендованные производителем.  Специалисты предупреждают, что последствия использования смазочных материалов, не имеющих допуска производителем,  приводят к выходу из строя компрессора, а в некоторых случаях и двигателя.

Такие же критерии следует соблюдать и при выборе фильтра.  Для обычного атмосферного двигателя использование “левого” фильтра не особо заметно, хотя интенсивность износа тоже возрастает, но не так критично.  Но для турбины – это “скорая кончина”, а учитывая стоимость восстановления даже для самых массовых моделей авто (порядка 15 000 руб), думаю денежные потери мало сопоставимы со стоимостью оригинального масляного фильтра. Так что, если приобрели автомобиль с наддувом, то получайте удовольствие от динамики, малого расхода и…  не экономьте на мелочах.