Home » Опыт бывалых » Куда уходит масло?

Куда уходит масло?

masloЗамечательно, если между заменами масла в двигателе его не приходиться доливать!!!  Хотя, масло в двигателе не убывать не может, даже если все идеально.  Так что, если после пробега 10 000 Вы подлили 0.5 литров масла – можете гордиться своим авто. Но если уровень масла падает слишком быстро, то стоит обратить внимание на этот факт и поискать причину.  Иногда ее можно найти по масляным пятнам под Вашим авто и это не самое страшное.  Гораздо неприятнее, если масло не сочиться, а улетает в “трубу”, причем быстрыми темпами.

Как уже упоминалось, расход масла все-таки должен иметь место, так как это предопределено условиями работы двигателя. Поверхности цилиндров и поршневых колец смазываются разбрызгиванием капельками, на которые масло разбивается движущимися кривошипами коленвала и шатунами.  Даже самые новые поршневые кольца не снимают все масло со стенок цилиндров. Они обязаны оставлять на них тонкую пленку, защищающую детали от т рения.  При сгорании топлива, часть масленой пленки так же сгорает.  Так что это нормальный процесс, когда масло в картере со временем убывает.  При увеличении зазоров между клапанами, их направляющими втулками, а так же через маслосъемные колпачки масло так же может попадать в камеру сгорания.  Кстати, маслосъемные колпачки довольно часто становятся причиной излишнего масляного аппетита автомобиля.  В турбированных агрегатах через неисправности уплотнителя ротора масло попадает в компрессор, а оттуда в камеры сгорания либо в турбину и частично сгорать в ней, а частично выбрасываться в выхлопную систему.  Свой вклад в “угар” может вносить система вентиляции картера, даже при наличии в ней маслоуловителя. Пары масла, имеющиеся в картерных газах по системе вентиляции отправляются во впускной тракт и оказываются в камерах сгорания. И чем больше изношенность поршневых колец, тем больше газов попадает в картер и чем сильнее забит воздушный фильтр, тем активней вентиляция. И как итог – повышенный расход масла.

Чрезмерно высокий уровень потребления масло является предвестником больших проблем с двигателем и каждого автолюбителя интересует,  какова же норма “угара” масла на его автомобиле?  Можно (и нужно) ознакомиться с этой цифрой в мануале на авто.  Правда эти цифры могут не только впечатлить, но и озадачить.  Оказывается расход масла 0.5 – 1 литр на 1000 километров вполне приемлем для двигателей с объемом до 2-х литров и 1.5 литра на 1000 км – для двигателей с объемом от 2-х литров и более!   Как показывает опыт, такие цифры следует воспринимать как подстраховку фирменных автоцентров от лишних жалоб, так как по заводским нормам (для служебного пользования) будут несколько иные значения.  Как правило, на заводах расход масла нормируется в процентах от расхода топлива и согласно этому, в зависимости от типа двигателя и его рабочего объема, величина угара ориентировочно составляет 0.1 – 0.8%.  Можно подсчитать, что если Ваше авто расходует (в среднем) 10 литров топлива на 100 км, то угар масла может составлять от 0.1, до 0.8 литров на 1000 км.  Почему фирмы перестраховываются? Да потому, что расход масла зависит не только от состояния деталей двигателя. Не маловажное значение имеет и манера езды. При активной езде на высоких оборотах масло будет сгорать быстрее, причем, чем выше обороты, тем толще пленка масла на стенках цилиндра.  Кстати немаловажное значение имеет вязкость и испаряемость применяемого масла. Ну, про вязкость знаю все, а вот как это влияет на испаряемость?  Тут есть взаимосвязь. Причем, прежде всего, имеет значение “летняя” вязкость, то есть цифры (20, 30, 40, 50….) стоящие в индексе SAE после буквы W.  Чем больше вязкость, тем толще будет пленка на поверхности цилиндра, тем больше масла сгорит. Температурный режим и термонагруженность двигателя так же играют свою роль в угаре масла – чем выше температура, тем интенсивнее испаряется и сгорает масло. Так что двигатель с наддувом будет потреблять больше, чем атмосферные агрегаты.  Неисправности в системе зажигания и приготовления смеси так же повышают расход масла.  Если смесь чересчур бедная (избыток кислорода), то температура в цилиндрах выше, а если смесь богатая, то она горит медленней, но дольше, что в свою очередь так же вызывает перегрев.  Раннее зажигание увеличивает нагрузку на кольца, а позднее повышает вероятность их закоксовывания и залегания. И это далеко не все факторы, влияющие на угар масла.

Так что надо делать, если Вас беспокоит высокий расход масла? Для начала попробуйте оценить манеру езды и скорректировать ее. Если дело не в этом, обратите внимание на вязкость используемого масла, а еще лучше применять то, что рекомендовано именно для Вашей модели.  Если это не дало результата, то стоит подумать о профилактических и ремонтных работах.  Специалисты не исключают использования специальных средств для раскоксовки. Это часто дает положительный эффект (если делать все правильно), при условии что поршневые кольца залегли не слишком сильно.  Так же бывает, что вопрос решается заменой маслосъемных колпачков – это наименее затратная ремонтная процедура из того, на что можно “попасть”.  Однако на положительный результат можно надеяться в том случае, если износились рабочие кромки колпачков или они “задубели”.  Если проблема в износе стержней клапанов и направляющих втулок – придется снимать головку цилиндров и производить замену изношенных деталей.  А это уже другие деньги. Зато при снятой головке можно оценить состояние цилиндров. Если на них обнаружатся “задиры” и “ступеньки”, то это уже совсем плохо. Но не смертельно. Потребуется капремонт. Тут стоит оценить, во что выльется “капиталка”. Иногда дешевле поставить другой (бэушный) мотор с такого же автомобиля.

Что бы не допустить крайностей, почаще поглядывайте на масляный щуп.  Если вовремя заметить проблему, то ее устранение обойдется Вам гораздо дешевле.  И не экономьте на моторном масле.