Home » СТО » Коробка — «автомат»

Коробка — «автомат»

dodgeТак как являюсь владельцем американского авто, что частенько слышу пренебрежительные  и иронические  отзывы от своих знакомых, по поводу “достоинств”  автоматической коробки передач.  А именно, что они ненадежны и неудобны, особенно в сложных дорожных условиях.  Хотя, те же америкосы практически поголовно катаются на авто с АКП и ни на что не жалуются. А в разговоре со своим знакомым, давно укатившим в США, был даже удивлен, что он вообще никогда не ездил на машине с механикой и даже не представляет, как это делается.  Но… разговор не о “бедных евреях”, живущих в штатах и катающихся на авто с АКП, а о том, что автоматическая коробка передач – это дополнительные удобства облегчающие жизнь водителя и одно из достоинств Вашего авто!!!  Единственная проблема – это наш сервис, который пока еще не дорос до качественного обслуживания авто с АКП. Но что бы уберечь себя и свой автомобиль от проблем с такой трансмиссией, вполне достаточно соблюдать обычные правила эксплуатации, очень похожие на правила эксплуатации того же двигателя. Например, если указано в определенный интервал поменять  масло и фильтр значит это надо делать!!! И именно масло и фильтр, так как от состояния масла напрямую зависит здоровье вашей АКП.  Ну и, естественно, правильное обращение с этим агрегатом.

Наверное, все знают (кто не знает, то ознакомьтесь), что надписи на селекторе АКП означают следующее: P – паркинг, D – движение вперед (драйв), N – нейтралка,  R- движение назад (реверс), (1, 2, 3)- положение, при которых возможно движение вперед на 3-х, 2-х и 1-й передаче, то есть, если Вы установили положение 2, то выше второй передачи коробка не переключится.  Пониженные передачи рекомендованы для различных дорожных условий. Если надо преодолеть заснеженный участок (или песок, лед…), то не стоит это делать на полностью включенном диапазоне, так как при пробуксовке скорость вращения увеличивается (при отсутствии сцепления с дорогой), что приводит к автоматическому переключению АКП и  буксование может привести к перегреву масла в коробке, что в свою очередь отразится на ее работе.   В таких условиях, селектор передачи следует ставить в положение 2 или 1. Кроме этих режимов могут иметься и специальные режимы, вроде OD – повышающая передача (овердрайв), W или Winter – троганье на скользкой дороге и др.

Если Вы забуксовали на авто с АКП, то следует перевести селектор в положение 1. Действуя педалью тормоза, как сцеплением, плавно отпуская ее, обеспечить медленное вращение колес. В точке “зависания” полностью нажать на тормоз и переключить селектор в положение R и снова слегка отпустить тормоз. Таким образом производить “раскачивание” автомобиля. В принципе, так же как и на обычной механической коробке.

Перед  заводкой авто с АКП следует убедиться, что рычаг переключения находиться в положении P или N. В противном случае авто не заведется. В холодное время (зимой) перед началом движения следует дать АКП немного прогреться, для чего удерживая педаль тормоза, попереключать селектор во все положения, с остановкой в каждом секунд на 5-ть. В сильные холода не стоит сразу давить на газ и демонстрировать динамичную езду, трансмиссионная жидкость АКП, так же как и в двигателе, должна нагреться до рабочей температуры.

Особое внимание уделите моменту буксировки (если будет необходимость). Буксировать авто с АКП следует только в положении селектора N (нейтраль) и со скоростью не более 20-ти км/час на расстояние порядка 30-ти км!!! Более точно можно узнать в мануле для Вашего авто.  В любом случае, если есть возможность, то лучше использовать эвакуатор или метод частичной погрузки, чтобы передние колеса не крутились. И не стоит заводить машину с автоматической трансмиссией с “толкача”.

Если Вы впервые сели за руль авто с АКП, то постарайтесь, как можно быстрее отвыкнуть от привычки что то нажимать левой ногой во время движения и переключать в движении селектор. Особенно  избегайте желания без нужды включить передачу на пару ступеней вниз во время торможения. Хотя некоторые переключения не страшны, например, из положения D в 3 или 3 в 2 увеличивают эффективность торможения двигателем, главное, не забудьте при этом отпустить газ. Кстати так же можно обеспечить и более эффективный разгон – отпустить газ, включить на ступень ниже и нажать на газ. При этом следите за тахометром, чтобы не “перекрутить” двигатель.  Правда не мешает изучить руководство для своего авто, так как на более старых моделях такие “фокусы” могут и не рекомендоваться.  Кстати, эффективность разгона можно увеличить и с помощью кик-дауна (kick – doun), то есть быстро до упора нажать педаль газа и затем резко отпустить ее. В этот момент коробка переключится на одну – две ступени ниже, а при последующем нажатии на газ обеспечит раскрутку оборотов до более высокого значения, после чего снова на время опустите газ и коробка войдет в штатный режим. Правда, я бы не рекомендовал часто использовать такой прием, особенно для тяжелых авто (типа минивэнов), так как это сокращает ресурсы масла и самой коробки.

 После остановки автомобиля и при длительной парковке, на сравнительно ровной площадке, вполне достаточно положения селектора Р. Однако при стоянке или остановке на довольно крутых склонах, используйте стояночный тормоз – “ручник” (или “ножник” смотря какое авто). Если пришлось на долго остановиться в пробке с работающим двигателем, то желательно перевести селектор в положение N, во избежание перегрева трансмиссионной жидкости. При коротких остановках на светофорах, достаточно держать авто на тормозе, без каких либо переключений.

И в заключении еще раз напомню – АКП – достаточно сложный агрегат, требующий периодического обслуживания. Причем смена масла или жидкости должна производиться согласно регламенту (смотреть в мануале), а тип и марка масла ОБЯЗАТЕЛЬНО (!!!) такая как в мануале. Не стоит слушать советов местных умельцев и знатоков, которые льют то, что под руку попало и все ОК.  Поверьте, — ремонт АКП – дорогое удовольствие. Гораздо дороже оригинального масла или жидкости.  Лучше всего обслуживание проводить на специализированном и проверенном сервисе. А если нет возможности, и приходится это делать самому, то следуйте инструкциям по замене и используйте только оригинальные расходники.  В принципе, в процедуре замены нет ничего сложного, все, как и для мотора.  При правильной эксплуатации и обслуживании автоматической коробки передач, ее срок службы сопоставим со сроком службы мотора, бывает и дольше.